В статье рассмотрим, можно ли ИП на патентной системе нанимать сотрудников на работу. Разберемся, какие требования должны быть выполнены для этого, какой договор необходимо заключить и что нужно сделать после оформления работника.
Предприниматель, получивший один или несколько патентов, вправе заниматься указанными в них видами деятельности самостоятельно или привлекать наемных работников. При этом общее число одновременно работающих по всем патентам сотрудников не должно превышать 15 человек.
Предполагаемое количество наемных сотрудников у ИП на патенте по каждому виду работ указывается в заявлении по форме 26.5-1. Не обязательно соблюдать его точно, но региональными законами может быть предусмотрена зависимость стоимости патента от числа лиц, принятых на работу.
Если вы содержите парикмахерскую в Москве, то можете без последствий оформить до 15 сотрудников включительно. Но при работе в Московской области, оплатив патент за трех человек, при оформлении договора с четвертым работником вы должны дополнительно доплатить в бюджет из расчета 3 058 руб. в месяц.
Оформить работников в ИП по патенту можно, заключив с ними трудовые или гражданско-правовые договоры.
Подменять трудовые отношения гражданско-правовыми нельзя. При выявлении подобного вам начислят штраф (5-10 тысяч рублей за каждого нанятого), доначислят взносы, взыщут пени и штрафы за их несвоевременную уплату. Избежать этого поможет знание основных отличий.
Параметры | Трудовые отношения | Гражданско-правовые отношения |
Цели заключения | Систематическое выполнение работы по должности | Решение конкретной, разовой задачи |
Привлечение третьих лиц | Допускается только личное исполнение | Допускается выдавать задания третьим лицам, если это не запрещено условиями договора или законом |
Задание на выполнение работ | Согласно внутренним документам | Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью договора |
Организация рабочего места | Обеспечивается работодателем с учетом требований безопасности | Исполнитель организует рабочее место самостоятельно |
Ответственность | Определяется трудовым законодательством | Определяется договором |
Оплата | Регулярная, каждые 15 дней | Определяется договором |
При трудовом договоре следует подготовить кадровые документы, а при заключении первого еще и зарегистрироваться в ФСС. Регистрация в этом фонде также необходима, если гражданско-правовой договор предусматривает страхование от травматизма.
Рекомендуем прочитать: Как открыть ИП самостоятельно — пошаговая инструкция для начинающих.
Шаг 1. Получение документов от работника
Обычно процесс найма начинается с заявления от будущего работника. Оно не является обязательным, но позволяет в явной форме зафиксировать согласие занять определенную должность.
Граждане России должны предоставить:
Традиционная трудовая книжка не предоставляется, если работник принимается по совместительству или перешел на её электронный формат. А также не будет сведений о работе, если он трудоустраивается в первый раз. С 2023 года опыт работы впервые трудоустроенных учитывается только электронно.
При отсутствии опыта работы он также не зарегистрирован в ПФР. Обязанность по его регистрации возлагается на вас.
Военнообязанные и подлежащие призыву обязаны предоставить военный билет или удостоверение призывника. Данную категорию легко узнать по наличию соответствующего штампа в паспорте. Это могут быть как мужчины, так и женщины, получившие определенные специальности.
В некоторых случаях также необходимо предъявить:
Иностранцы и лица без гражданства, кроме указанных документов, должны подтвердить право работать в России и предоставить полис добровольного медицинского страхования.
Шаг 2. Оформление и подписание договора
Для оформления договора вы можете использовать типовую форму для микропредприятий. Если на всех ваших предприятиях одновременно будут работать меньше 15 человек, то утвердив обязательность её применения, вы сможете использовать упрощенный порядок ведения кадровой документации. Большее число работников требует ведения кадрового документооборота в полном объеме, но не исключает использования типовой формы.
Договор подписывается в двух экземплярах — для вас и для сотрудника. Он должен зафиксировать получение своего экземпляра собственноручно. Рекомендуется следующая форма записи: «Экземпляр трудового договора получил /подпись, расшифровка, дата/».
Шаг 3. Ознакомление работника с локальными актами
На большинстве предприятий должны быть разработаны локальные документы, регулирующие внутренний распорядок, порядок оплаты труда, правила выполнения работ и другие вопросы. ИП могут отразить все необходимое в тексте самого договора.
Шаг 4. Оформление приказа
Найм оформляется по унифицированной форме Т-1. Для ИП с патентом она не является обязательной, но до сих пор распространена благодаря удобству использования. А также вы можете издать приказ в свободной форме, отразив в нем все необходимое.
Работника нужно ознакомить с документом под роспись.
Шаг 5. Оформление личной карточки работника
Документ не является обязательным, но позволяет систематизировать все сведения о нем. Можно применять унифицированную форму Т-2, распечатанную на плотной бумаге формата А3.
Шаг 6. Внесение записи в трудовую книжку
Факт найма вы должны отразить в течение 7 дней, если работа является для работника основной. Совместителю можете выдать справку, чтобы такую запись по его просьбе сделал основной работодатель.
Запись не нужно вносить, если на предыдущем месте работник выбрал электронный учет сведений о своем опыте работы.
Шаг 7. Подача сведений в ПФР
Данные о найме предоставляются по форме СЗВ-ТД. С 2023 года на это отводится всего один рабочий день.
Отчет также подается и на совместителей.
О найме первого работника вы должны сообщить не позднее 30 дней. Нужно подготовить:
При просрочке до 90 календарных дней штраф составит 5 тысяч рублей, при более длительной — 10 тысяч рублей.